ДПО

Основные понятия

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) это вид образования, получаемого в дополнение к среднему или высшему образованию. В Российской Федерации дополнительное профессиональное образование (в том числе для специалистов здравоохранения) законодательно закреплено на федеральном уровне.

Вслед за стремительно развивающимся прогрессом в сфере здоровья и здравоохранения медицинские работники должны регулярно совершенствовать знания, навыки и умения для сохранения своих профессиональных компетенций. Ведь даже на первый взгляд незначительные изменения в схемах лечения и новые диагностические возможности могут помочь хотя бы одному пациенту, а это уже одна спасённая или продлённая человеческая жизнь. Высшее и последипломное медицинское образование закладывают фундаментальные понятия по общемедицинским вопросам и специальностям, а более полное понимание круга проблем приходит уже с практической деятельностью и постоянным самообучением в течение всей профессиональной карьеры.

Получение ДПО происходит путём освоения дополнительных профессиональных программ 3 видов:

  • Профессиональная переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Стажировка

Наиболее распространёнными формами обучения специалистов в области медицины являются первые два вида. Стажировка в нынешних реалиях здравоохранения практически не рассматривается.

Реализация программ может производиться как в очной, так и в очно-заочной или заочной форме с применением средств дистанционного, электронного или симуляционного обучения. С каждым годом дистанционное обучение приобретает всё большую популярность. Фактически по содержанию программы, срокам и выдаваемым документам оно сравнимо с классическим очным образованием. Очевидным плюсами для врачей являются возможность проходить обучение из дома или на рабочем месте (без отрыва от производства), распределять обучение согласно своему свободному времени, а также прозрачная система итоговой аттестации (чаше всего тестирования) с мгновенным результатом.

Дополнительные профессиональные программы для врачей чаще всего включают такие формы обучения как лекции, практические занятия и семинары, конференции, клинические разборы пациентов, вебинары, отработка практических навыков на муляжах или стандартизированных пациентах.

Профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка врачей (ПП) направлена на получение новой специальности и квалификации на базе имеющегося высшего медицинского образования и, как правило, первичной специализации (интернатуры или ординатуры). Разработка таких программ осуществляется образовательной организацией с учётом установленных профессиональных стандартов и квалификационных требований, соответствующим ФГОС. Обучение по дополнительной профессиональной программе реализуется на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Переподготовка проводится уполномоченной образовательной организацией и заканчивается итоговой аттестацией. По завершению обучения специалисты получают диплом о профессиональной переподготовке и сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации (с прохождением первичной специализированной аккредитации).

Сертификация или аккредитация?

С 1 января 2019 года

Специалисты, освоившие программы ПП по специальностям: НеврологияКардиологияОбщая врачебная практикаОнкологияПедиатрияТерапия должны проходить аккредитацию и получать свидетельство об аккредитации

С 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года

Специалисты, освоившие программы ПП по всем остальным специальностям должны получать сертификат специалиста.

С 1 января 2020 года

Специалисты, освоившие дополнительные программы ПП по любой специальности должны будут проходить аккредитацию в региональном аккредитационном центре Минздрава РФ. Выдача сертификатов осуществляться не будет. Иными словами, получение любой новой медицинской специальности по программе ПП будет сопровождаться обязательной первичной специализированной аккредитацией.

Если программа профессиональной переподготовки осваивается параллельно с прохождением ординатуры, то диплом о профессиональной переподготовке выдается одновременно с получением диплома о прохождении ординатуры.

Квалификационные требования к освоению программ ПП (по специальностям)

Получение новой медицинской специальности по дополнительной профессиональной программе переподготовки организуется на основании квалификационных требований, установленных в Приказе Министерства здравоохранения от 8 октября 2015г №707н.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»

В приведенной ниже таблице указаны все медицинские специальности и требования к их освоению по программам ПП. Для любой специальности необходимо получение высшего образования по одной из указанных программ специалитета и последипломного образования по одной из указанных программ ординатуры/интернатуры. Также любая специальность, кроме «Косметологии» и специальностей, получаемых по основной образовательной программе, может быть освоена путём прохождения ординатуры после обучения по программам специалитета в ВУЗе.

Квалификационные требования к освоению программ профессиональной переподготовки

Какие сроки прохождения программ профессиональной переподготовки по различным специальностям?

Согласно п.12 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 срок прохождения программ ПП должен быть не менее 250 часов. Длительность обучения по специальностям устанавливаются каждой образовательной организацией, исходя из утвержденных требований к программам, возможностей самой организации и формы преподавания (очная, очно-заочная, дистанционная).

Повышение квалификации

Повышение квалификации (ПК) врачей направлено на совершенствование знаний и умений в рамках уже приобретённой специализации (квалификации). При разработке программы ПК формируется спектр профессиональных компетенций по данной специальности, по которым проводится качественное улучшение.

Существует два основных пути повышения квалификации врачей:

  • «Классические» пятилетние циклы ПК
  • Система непрерывного медицинского образования (НМО)

Классическая схема повышения квалификации

Берет своё начало еще со времен СССР и предполагает прохождение врачами цикла повышения квалификации по специальности 1 раз в 5 лет.

Общее усовершенствование (ОУ)

Проводится в одной из возможных форм (очная, очно-заочная, дистанционная) и включает в себя теоретические (лекционные) и практические занятия по широкому кругу вопросов данной специальности. Длительность такого обучения как правило составляет от 144 до 216 часов, что составляет при очной форме обучения около 2-3 месяцев. По завершению при прохождении итоговой аттестации обучающемуся выдаются удостоверение о повышении квалификации и документ, определяющий допуск к работе по специальности (сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации). При непрохождении итоговой аттестации выдаётся справка о прослушанном курсе. Оплата цикла ОУ может проводиться медицинской организацией, в которой работает доктор или за счёт собственных средств.

Тематическое усовершенствование (ТУ)

Непродолжительный цикл повышения квалификации длительностью от 16 академических часов по какой-либо конкретной теме в рамках данной специальности. Может быть организован в виде лекций, семинаров, мастер-классов, конференций и т.д. По завершению обучения выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации по данной тематике. Тематическое усовершенствование в большинстве случаев оплачивает сам слушатель, сумма зависит от длительности и содержания цикла. Следует отметить, что по «классической» схеме повышения квалификации прохождение курсов ТУ осуществляется по собственному желанию и никак не влияет на получение допуска к работе по результатам цикла ОУ.

 

Время выполнения скрипта: 0.0019 сек.